Горячие новости

Иногда случаются события, о которых буду здесь рассказывать



Схема

Схема заполнения электронами энергетических подуровней в атоме:

1s < 2s < 2p < 3s < 3p < 4s < 3d < 4p < 5s < 4d < 5p < 6s < 5d < 4f < 6p < 7s….

Подробнее можно почитать тут — http://www.hemi.nsu.ru/ucheb126.htm или тут — https://foxford.ru/wiki/himiya/stroenie-elektronnyh-obolochek

А здесь можно посмотреть интерактивную Периодическую систему — https://ptable.com/?lang=ru

 2164   2023   8 класс   справка   химия

Метод полуреакций

Самое сложное при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций — это расставить коэффициенты, чтобы уравнять количество атомов реагентов и продуктов реакции. Лично мне нравится метод полуреакций (или ионно-электронный метод), используемый для расстановки коэффициентов в ОВР.

Возьмем для примера такую реакцию:
NaNO2 + KMnO4 + H2SO4 → NaNO3 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

В отличие от метода электронного баланса при использовании метода полуреакций мы выписываем не отдельные элементы, а всю частицу (ион), в которую этот атом входит. В данной реакции степень окисления изменяют азот в нитрите натрия (N+3 → N+5), поэтому и выписываем соответствующие ионы:

NO2- → NO3-

Видим, что количество атомов кислорода увеличивается, значит, они берутся из воды, а атомы водорода переходят в протоны в левой части:

NO2- + H2O → NO3- + 2H+

При этом нитрит-ион отдает 2 электрона:

NO2- + H2O — 2e- → NO3- + 2H+

В кислой среде (у нас присутствует H2SO4) перманганат ион MnO4- восстанавливается до катиона Mn2+, а лишние ионы кислорода связываются протонами в воду:

MnO4- + 8H+ → Mn2+ + 4H2O

При этом суммарный заряд в левой части (+7) меняется в правой части до (+2), т.е происходит присоединение 5 электронов:

MnO4- + 8H+ + 5e- → Mn2+ + 4H2O

В итоге имеем:

NO2- + H2O — 2e- → NO3- + 2H+
MnO4- + 8H+ + 5e- → Mn2+ + 4H2O

Выписываем коэффициенты перед электронами, находим наименьшее общее кратное и находим множители:

NO2- + H2O — 2e- → NO3- + 2H+ | 2 | 5
MnO4- + 8H+ + 5e- → Mn2+ + 4H2O | 5 | 2

И получаем:

5NO2- + 5H2O — 10e- → 5NO3- + 10H+
2MnO4- + 16H+ + 10e- → 2Mn2+ + 8H2O

Суммируем две полуреакции и сокращаем одинаковые ионы и молекулы в левой и правой частях:

5NO2- + 5H2O — 10e- + 2MnO4- + 16H+ + 10e- → 5NO3- + 10H+ + 2Mn2+ + 8H2O

5NO2- + 2MnO4- + 6H+ → 5NO3- + 2Mn2+ + 3H2O

Дописываем недостающие ионы и получаем молекулярное уравнение:

5NaNO2 + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 5NaNO3 + 2MnSO4 + K2SO4 + 3H2O

В принципе, я люблю метод полуреакций больше, чем метод электронного баланса именно за то, что в результате ты получаешь практически готовое уравнение реакции со всеми коэффициентами.

Да, там есть ряд ограничений, о которых необходимо всегда помнить:

метод полуреакций не применяют для расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях, протекающих в неводной среде.

Используя метод полуреакций, практически всегда приходится сталкиваться с необходимостью уравнять число атомов кислорода в левой и правой части схемы полуреакции. В зависимости от среды — кислой, нейтральной или щелочной — при уравнивании числа атомов кислорода нужно учитывать следующие правила:

В кислых средах избыток кислорода в исходных веществах по сравнению с продуктами связывается ионами водорода с образованием молекул воды, например:
MnO4- + 8H+ + 5e- → Mn2+ + 4H2O
Cr2O72- + 14H+ + 6e- → 2Cr3+ + 7H2O

В нейтральных и щелочных средах избыток кислорода связывается молекулами воды с образованием гидроксид-ионов, например:
MnO4- + 2H2O + 3e- → MnO2↓ + 4OH-

При недостатке кислорода в кислой и нейтральной среде присоединение кислорода осуществляется за счёт молекул воды и сопровождается образованием ионов водорода, например:
I2 + 6H2O — 10e- → 2IO3- + 12H+

При недостатке кислорода в щелочной среде присоединение кислорода происходит за счет гидроксид-ионов с образованием молекул воды, например:
[Cr(OH)4]- + 4OH- — 3e- → CrO42- + 4H2O

Мне нравится этот метод как раз тем, что он даёт более полное представление о том, как именно протекают окислительно-восстановительные процессы в растворах.

Качественные химические реакции

В таблицах представлены отдельные, наиболее распространённые качественные химические реакции на катионы, анионы и газы в неорганической химии.
Раздел химии, который занимается изучением состава веществ и его определением называется аналитической химией.
Если у вас не отображается таблица на этой странице, вы можете скачать ее по ссылке

Манифест по изучению программирования

Текст написан по мотивам моего опыта: я работал 6 лет программистом в разных командах разработчиков, 10 лет преподавателем в школе, 3 года автором в школе онлайн курсов.

Мы привыкли к обучению по принципу: смотри сюда и повторяй за мной. Обычно так обучают в школах. Такой подход перестает работать классу к восьмому. Ученики задают себе вопрос: зачем делать то, что не приносит удовольствия? В школе пытаются «вбивать» знания в каждого, независимо от его желания. Но обучение неэффективно без главного условия: ученик должен принимать самое активное участие в получении знаний.

Освоить IT-профессию невозможно без тысяч часов самостоятельного решения задач.

Обучение после школы — неважно, в колледже, вузе, на курсах или даже у личного ментора (обратите внимание!) — подразумевает по большей части самостоятельное освоение и проработку материала.

Роль преподавателя (ментора) сводится к следующему:

  • систематизация учебной программы, построение плана: от простого к сложному
  • помощь при затруднениях
  • указание на ошибки
  • подпитывание мотивации
  • моральная поддержка

Всю остальную работу учащийся выполняет сам.

Обучение — это на 80% самостоятельная работа. Потенциально успешный программист мне виден уже после выполнения первых домашних заданий: его решения основаны не только на материале, который разбирали на занятии в группе, но и на дополнительных сведениях, найденных самостоятельно.

Хочу выделить 4 принципа изучения программирования, которые по моему опыту работают.

1. В первую очередь тренируйте базовые навыки
В программировании (как, впрочем, и в других отраслях) существуют базовые вещи, и первое, на чем нужно сосредоточиться — доведение базовых навыков до автоматизма. Когда ваш мозг не расходует много времени на обращение с базовыми понятиями, вы способны действовать продуктивно и адекватно решать задачи. Азбуку нужно знать твердо, тогда скорость обучения и работы будет высокой. Каждый следующий уровень знаний ложится поверх предыдущего и содержит все меньше принципиально новой информации, поскольку опирается на усвоенные знания.
Именно поэтому наши курсы содержат так много задач.

2. Пишите код
В памяти надежно сохраняется только то, что мы подкрепляем собственными действиями, опытом. Так устроен мозг. Когда читаем чужой код или смотрим видеолекцию, часто все настолько понятно, что кажется: “Зачем мне это повторять, ведь все ясно”. Это иллюзия! Стоит попытаться повторить логику, написать код своими руками, как тут же столкнемся с кучей сложностей и непонятных вещей, которые не удастся разрешить без подсказок. Копирование чужого кода тоже не способствует глубокому пониманию и усвоению навыка.

Нужно как можно больше разбираться с кодом и самостоятельно писать программы. В идеале — работать над собственным проектом, пусть это будет даже калькулятор. Можно создать крутой калькулятор и при этом повторить (освежить в памяти) множество тем, начиная от переменных и заканчивая лямбда-функциями. И не старайтесь делать всё идеально, достаточно просто хорошо. Мы растем, и то, что сегодня хорошо, успеем в будущем сделать идеальным (если это кому-нибудь нужно).

Чтение книг и просмотр лекций — хорошо, но без использования теории на практике мы не учимся.

3. Занимайтесь регулярно
Рекомендую уделять учебе каждый день по 2-3 часа (можно и больше). Это полезнее, чем 10-часовой интенсив раз в неделю.
Нерегулярные занятия абсолютно неэффективны, потому что навыки не закрепляются, знания рассеиваются, про мотивацию и говорить не приходится.

Важно выработать привычку учиться постоянно.

4. Вам должно быть непонятно
Звучит странно, правда? Если вам что-то непонятно и вы тупите, это абсолютно нормально. Не нужно в такой ситуации считать себя недостаточно умным и неспособным изучить программирование. Думаете Senior программисты не тупят? Еще как. Они могут не сразу что-то понять, но не сдаются и изучают вопрос глубже! Даже очень опытные, матерые программисты часто не могут разобраться с чем-то новым. Они не стесняются обращаться за помощью. Но! Здесь есть одно важное “но”. Спрашивать нужно только после того, как с десяток раз попытаетесь разрешить проблему сами.

Классический вопрос на форуме наших курсов: “Что не так с моей программой?” Открываю проблемный код, запускаю программу, сразу выдается ошибка с расшифровкой. Интересно, человек, который задал вопрос, пытался запустить СВОЮ программу? Явно нет. Такой подход не позволит стать хорошим программистом. Задавая вопрос на форуме или в комментариях, нужно уточнять, что конкретно вы уже предприняли для решения, какие ваши шаги оказались безуспешными.

Многие темы наших курсов — например, элементы функционального программирования, анонимные функции, функции высшего порядка, итераторы, генераторы — не самые простые вещи. Требуется время и труд, чтобы эта информация уложилась в голове.

Если кажется, что учиться программированию легко, значит, вы не учитесь.

О себе

Если думаете, что мне было легко изучить программирование, то глубоко заблуждаетесь. Я стартовал достаточно поздно по меркам программистов, аж на первом курсе ВУЗа. С преподавателем повезло (Мария Макаренко, здрасте). Было тяжело, как сейчас помню, даже вложенные циклы понять, а про рекурсию вообще молчу. Однажды поймал себя на мысли: “А может быть, не твое это — программирование? Ну математик и математик, раз рекурсию не можешь понять”. Но я не сдался, отложил непонятное в дальний ящик, и дальше изучал программирование. Когда в следующий раз вернулся к рекурсии, был приятно удивлен: понял как она работает и мог решить практически любую задачу на эту тему. Какой вывод? Не сдавайтесь! Если что-то непонятно, читайте книги, читайте интернет (в мое время информации было намного меньше, чем сейчас), пишите код, реализуйте проекты. Отложите сложное, чтобы рассмотреть еще раз позже, при этом работайте над собой, развивайтесь. Всегда можно вернуться с новыми знаниями, силами, умениями. Вы будете приятно удивлены. Поверьте мне.

Вывод

Никакой курс (даже наши курсы 😢) не сделают из вас программиста без самообразования. Курсы — лишь способ достижения этой цели. Они могут сделать путь к успеху удобнее и быстрее.

Цель образовательных курсов — сделать процесс обучения проще и эффективнее. Но никто в мире не сможет учиться за вас.

Тимур Гуев, автор курсов “Поколение Python”

ОГЭ-2023. Химия

Для сдачи ОГЭ необходимо знать и предсказывать по формуле цвет осадка или газа, а также характерные запахи, которыми обладают газы. В данном документе собраны необходимые данные по этому вопросу.

Осадки бывают разных цветов и разной консистенции. Все это является частью описания признака реакции.

Скачать документ

 1314   2022   9 класс   газ   ОГЭ   ОГЭ-2023   осадок   химия   цвет

Взаимодействие азотной кислоты с металлами

Металлы Li,Cs,Rb,K,Ba,Sr,Ca,Mg,Al* Mn*,Zn,Cr*,Fe*,Cd,Co*,Ni,Sn,Pb* Bi*,Cu,Ru,Hg,Ag,Rh, Pd Ir,Pt, Au
Концентрация кислоты, % Активные Средней активности Малоактивные Благородные
больше 80%, (оч.конц.) NO2 NO2 NO2
45% — 75% (конц.) N2O NO NO2
10% — 40% (разб.) N2 N2O NO
меньше 5% (оч.разб.) NH4NO3 N2



*Металлы, которые пассивируются в концентрированных растворах азотной кислоты при комн. температуре.

Консультация по информатике (часть 1)

Разбор заданий первой части ОГЭ по информатике и небольшие рекомендации.

Также доступны несколько вариантов заданий, которые мы разбирали:

Задание №1 — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?id=14606880
Задание №3 — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?id=14606910
Задание №7 — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?id=14606955
Задание №8 — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?id=14606969
Задание №10 — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?id=14606975

Задание №2 — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?id=14606895
Задание №5 — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?id=14606926
Задание №6 — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?id=14606942

Для 9 класса

Составление уравнений реакций ионного обмена:

  1. Возьмём растворы гидроксида натрия NaОН и серной кислоты H2SO4;
  2. Так как оба вещества представляют собой сильные электролиты, то в растворах практически полностью распадаются на ионы:
    NaOH ⇄ Na+ + OH-
    H2SO4 ⇄ 2H+ + SO42-
  3. Смешаем эти растворы (а значит — перемешаем ионы в них):
    NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
    Na+ + OH- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2O
  4. Не забываем про коэффициенты, чтобы уравнять число атом до и после реакции (чтобы выполнялся закон сохранения массы веществ):
    2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    2Na+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
  5. У нас получилось — молекулярное уравнение (1):
    2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    Полное ионное уравнение (2):
    2Na+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    И нам необходимо составить сокращённое ионное уравнение (3). Для этого в полном ионном уравнении подчеркнём то, что у в виде ионов в левой и правой частях уравнения и выпишем то, что не подчеркнули (у меня не получилось сделать подчёркнутый текст в этом редакторе, поэтому я выделяю цветом и зачёркиваю):
    2Na+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    2OH- + 2H+ = 2H2O
    Можно ещё сократить «лишние» двойки перед всеми веществами в этом уравнении:
    OH- + H+ = H2O
  6. И вот, что мы должны получить:
    (1) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    (2) 2Na+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    (3) OH- + H+ = H2O

Знакомство с порталом дистанционного обучения школы

Сегодня в рамках заседания методического совета школы №2 состоялся обучающий семинар для педагогов школы, который послужил своеобразные открытием учебного курса «Знакомство с порталом дистанционного обучения школы».

Данный курс поможет учителям в освоении возможностей портала дистанционного обучения iSosh1. По окончании курса у каждого учителя будет свой учебный курс, который в дальнейшем они смогут развивать, дополнять и использовать в своей педагогической деятельности.

С 2014 года у нашей школы есть портал дистанционного обучения iSosh1, который вы всегда можете найти по адресу https://edu.sosh1-12.org. Изначально портал создавался мною с целью повышения мотивации обучающихся в процессе обучения.

В конце прошлого учебного года при переходе на дистанционного обучение, я использовал данный портал для того, чтобы обучающиеся разных классов могли изучать отдельные темы по химии и информатике, а также выполнять задания.

Портал создан на базе системы управления обучением (LMS) Moodle. Это полностью бесплатное программное обеспечение, которое устанавливается на сервере пользователя и может использоваться им без каких-либо ограничений.

Учитывая общую эпидемиологическую обстановку в стране и мире, я считаю необходимым подготовиться к возможному повторному переходу на дистанционное обучение всей школы или отдельных классов. И даже если такого перехода не будет, всегда остаётся возможность отмены занятий в сильные морозы или при других обстоятельствах. Поэтому я создал всем педагогам школы на портале iSosh1 учетные записи и специальный обучающий курс «Знакомство с порталом дистанционного обучения школы», прохождение которого поможет учителям в освоении LMS Moodle.

Как будет проходить обучение на данном курсе?
Предполагается, что обучение будет проходить полностью в дистанционном формате. Но для вашего удобства первое занятие я решил провести в очном формате, чтобы вы могли зайти в свою учетную запись на портале, попробовали пройти отдельные лекции и выполнить несколько заданий в рамках данного курса. В дальнейшем я планирую поддерживать ваш процесс обучения только онлайн. Для этого в системе Moodle есть встроенные сообщения.

С чего начинать создание собственного курса?
Прежде всего вы должны определиться с тем, кому будет полезен и нужен данный курс. Определитесь с аудиторией. Составьте примерный план вашего курса — какие разделы, темы по каким предметам вы планируете изучать в рамках данного курса. Затем определите результаты освоения курса или отдельных разделов, тем курса. Подберите учебный материал для вашего курса. Можно делать это постепенно: сначала подготовить один раздел или тему вашего курса, а затем приниматься за следующий. Вы можете делать это уже даже после того, как ваш курс будут проходить обучающиеся.
Продумайте и подготовьте контроль-измерительные материалы, которые помогут вам понять, насколько хорошо обучающиеся осваивают ваш курс.

Обязательно ли создавать полный учебный курс?
Нет, вовсе не обязательно. Вы можете в рамках вашего курса создавать только какие-то отдельные элементы, которые помогут вам в процессе очного обучения. Например, вы можете создать контрольный тест по теме, чтобы понять, усвоена ли обучающимися какая-то отдельная тема. Или создавать задания, которые обучающиеся будут выполнять дома в качестве домашних заданий.
Но я хочу, чтобы итогом работы каждого педагога нашей школы в этом учебном году стало создание хотя бы одного учебного курса, в котором были бы одна-две лекции с теоретическим материалом и пара-тройка практических заданий. И конечно же, на курс были записаны реальные обучающиеся.

В дальнейшем я планирую создать цикл видеороликов, посвященных работе с порталом iSosh1. Данные ролики будут доступны в курсе «Знакомство с порталом дистанционного обучения школы» и на моём личном Youtube-канале.

Ранее Ctrl + ↓